Комплексное развитие Мурманской области

Мурманская область Общество
Предложения
Комплексное развитие Мурманской области
Расходная часть областного бюджета Мурманской области формируется по программно-целевому методу с использованием государственных программ.

Все 15 государственных программ Мурманской области реализовывались в соответствии с утвержденными постановлениями Правительства Мурманской области натуральными и финансовыми показателями.

Наибольший удельный вес в структуре расходов областного бюджета имеют государственные программы социальной направленности – 68,6 % (38 745,7 млн. руб.). Указанные государственные программы (их шесть -. «Развитие здравоохранения», «Развитие образования». «Социальная поддержка граждан», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие культуры и сохранение культурного наследия региона», «Управление развитием регионального рынка труда») включены в направление «Развитие человеческого капитала».

В рамках данного направления обеспечивается доступность услуг образования и здравоохранения, доступ к культурным благам, условия, позволяющие гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, реализуется социальная политика по государственной поддержке населения и проводится политика, направленная на сокращение безработицы в регионе.

Результаты оценки эффективности и результативности государственных программ Мурманской области показали, что большинство натуральных и финансовых показателей государственных программ достигнуто. К сожалению, уровень эффективности государственной программы «Социальная поддержка граждан» оценивается ниже среднего. Как уже отмечалось, демографическая ситуация в Мурманской области довольно сложная – население области ежегодно сокращается, увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста. Принятые решения о повышении пенсионного возраста с января 2019 года еще более снизят привлекательность работы в условиях Крайнего Севера. Поэтому в области необходимо поднять эффективность мер социальной поддержки граждан, уделив особое внимание семьям с детьми. Можно предложить сформировать «семейно-детский бюджет» как приложение к областному бюджету Мурманской области. Эта мера позволит анализировать и оценивать расходы бюджета области на семью и детей.

Уровень эффективности другой важной для населения государственной программы - «Развитие здравоохранения» находится на среднем уровне. Для повышения доступности и качества медицинской помощи в условиях Мурманской области (низкая плотность населения, наличие отдаленных населенных пунктов, недостаточная сеть дорог, транспортные проблемы, дефицит квалифицированных медицинских работников) необходимо активно развивать санитарную медицину, телемедицину, усилить меры, направленные на стимулирование привлечения для работы в регион врачей и среднего медицинского персонала. Следует обратить внимание на формирование и развитие у населения Мурманской области здорового образа жизни - в рейтинге 2018 года регионов РФ по приверженности населения здоровому образу жизни, подготовленному экспертами агентства РИА Рейтинг, Мурманская область занимает 74 место (в основе рейтинга восемь показателей, характеризующих потребление алкоголя и табачных изделий, распространенность наркомании, занятие спортом и условия труда).

Как уже отмечалось, в структуре расходов областного бюджета Мурманской государственные программы социальной направленности составляют 68,6 % . Бюджет имеет явную социальную направленность, однако это очень высокая доля расходов, которая тормозит развитие экономики региона. Повышение эффективности реализации социальных программ позволит обеспечить рост качества жизни населения области при относительно меньших расходах бюджета. Кроме того эффект может дать проведение инвентаризации расходных обязательств Мурманской области.

В целом социально-экономическая ситуация в субъектах Российской Федерации, особенно расположенных в АЗРФ, требует улучшения и ее решение зависит не только от работы субъектов РФ. Необходимо дальше совершенствовать межбюджетные отношения, менять подходы в части определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации (модельного бюджета), с тем, чтобы в нем более полно учитывались особенности субъектов РФ, применялись территориальные и северные коэффициенты, учитывался коэффициент отопительного сезона и др. В настоящее время модельный бюджет и применяемая методика распределения межбюджетных трансфертов для регионов Крайнего Севера создают неравные условия.
Елена Кравченко
comments powered by HyperComments