Комплексное развитие Красноярского края

Красноярский край Общество
Предложения
Комплексное развитие Красноярского края
В последние годы наблюдается стабильное социально-экономическое развитие Красноярского края. Основные механизмы роста – эффективное управление финансами региона, вложения в человеческий капитал. В 2017 году край выполнил все намеченные социальные обязательства при сохранении финансовой стабильности. Благодаря проведенной работе по мобилизации доходов, план по налоговым и неналоговым доходам краевого бюджета выполнен на 100 процентов. При этом впервые за последние годы краевой бюджет не корректировался в сторону уменьшения доходов. Полученный прирост доходов позволил увеличить расходы в 2017 году почти на 10 млрд. рублей относительно 2016 года, что дало возможность направить дополнительные средства на оплату труда, социальную поддержку населения и др. Важным результатом реализации бюджетной политики в  2017 году стало снижение дефицита краевого бюджета.

Наибольший удельный вес в расходах краевого бюджета традиционно занимают программы развития образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, в том числе мероприятия по государственной поддержке семьи и детей. В соответствии с Методикой проведения оценки эффективности реализации государственных программ все социальные  государственные программы края соответствуют эффективному уровню реализации государственной программы, а уровень государственных программ «Развитие образования» и «Молодежь Красноярского края в XXI веке» - высокоэффективному уровню.

Примерно каждый третий житель края является получателем социальных выплат и пособий. Всего в крае насчитывается около 200 различных мер социальной поддержки граждан.  Это федеральные и региональные льготники, малообеспеченные семьи, пенсионеры, семьи с детьми, дети-сироты и другие категории. В рамках госпрограмм примерно четверть собственных расходов краевого бюджета была направлена на реализацию майских указов Президента РФ (44,1 млрд. рублей).

В 2017 году в крае впервые реализован механизм инициативного бюджетирования, направленный на вовлечение граждан в бюджетный процесс. В качестве пилотных участников проекта выступили 6 территорий (Балахтинский, Большемуртинский, Краснотуранский, Емельяновский, Новоселовский и Сухобузимский) - это 65 поселений. В 2018 году количество участников увеличено до 11-ти муниципальных районов (141 поселение). В результате 51 проект был реализован при активном участии граждан.

С 2 по 12 марта 2019 года в Красноярске будет проходить ХXIX Всемирная зимняя универсиада. На подготовку и проведение Универсиады за четыре года из федерального бюджета было выделено около 50 млрд. рублей и более 30 млрд. рублей составили вложения из бюджета Красноярского края. С нуля были построены или реконструированы 34 капитальных объекта - спорткомплексы, центры, трассы, медицинские учреждения, дома, студенческие общежития в Деревне Универсиады и др. Наследие Универсиады на долгие годы послужит развитию спорта, в том числе массового, и туризма в крае.

В настоящее время край реализует бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Закон Красноярского края «О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» предусматривает индексацию расходов:
- на оплату труда работников бюджетной сферы края с 1 октября 2019 года – на 4,3 %, за исключением заработной платы отдельных категорий работников, увеличение оплаты труда которых осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации, предусматривающими мероприятия по повышению заработной платы, а также в связи с увеличением региональных выплат и (или) выплат, обеспечивающих уровень заработной платы работников бюджетной сферы не ниже размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда);
- стипендиального фонда для обучающихся в краевых учебных заведениях с 1 сентября 2019 года – на 4,3 %;
- на коммунальные услуги для населения с 1 января 2019 года – на 5,1 %;
- публичных нормативных обязательств с 1 января 2019 года – на 3,9%;
- краевых учреждений на приобретение продуктов для организации питания с 1 января 2019 году на 3,9%;
- страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2019 году на 4 %.

Закон предусматривает также обеспечение гарантий, предусмотренных действующим законодательством, увеличение расчетных объемов фондов финансовой поддержки муниципальных образований края на 7 %.

С 2019 года начал применяться новый инструмент стратегического и бюджетного планирования – система национальных проектов, которые должны стать основным инструментом достижения целей развития страны, определенных Указом Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года». Национальные проекты включают 12 направлений стратегического развития. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» установлен порядок организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации. Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано организовать свою проектную деятельность, руководствуясь данным документом. Однако в начале 2019 года, уже в ходе исполнения бюджетов на текущий год, вопросы сбалансированности региональных бюджетов остаются в повестке. До сих пор у субъектов РФ нет ясного представления о системе финансирования национальных проектов в части региональной составляющей, об объеме собственных средств, которые они должны направить на реализацию национальных проектов. Разработка нормативных актов запаздывает. Только 24 января 2019 года принято Постановление Правительства РФ № 34 «О порядке софинансирования реализации в субъектах национального проекта «Здравоохранение». В федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» предусмотрено софинансирование расходных обязательств субъектов Федерации, возникающих при реализации нацпроекта «Здравоохранение».

Правилами определены критерии отбора субъектов Федерации и условия предоставления субсидий. Субсидии будут предоставляться на основании соглашений между Минздравом России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, заключённых с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

К настоящему времени аналогичное постановление вышло и по национальным проектам в сфере образования. На данный момент задача края – подключиться к реализации национальных проектов и получить трансферты из федерального бюджета.

Российские регионы сейчас излишне зарегулированы федеральным центром, считает А.Г. Силуанов – Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации. «Выполняя федеральные цели, субъекты федерации остаются без ресурсов для собственной политики» - об этом А.Г. Силуанов    заявил на съезде партии «Единая Россия» (РБК, 8 декабря 2018 г.). И добавил: «По поводу того, как регионам реализовывать решения, которые принимаются партией, президентом, федеральным центром. Мне кажется, что мы регионы сейчас, может быть, даже зарегулировали, потому что у нас на каждое мероприятие есть соглашение с субъектом РФ, есть соответствующий трансферт регионам, а под это соглашение куча показателей. Вы знаете, сейчас получается так, что регионы, к сожалению, все больше и больше теряют свою собственную самостоятельность, потому что все говорится из центра», — сказал Силуанов. На реализацию собственной политики у регионов остается все меньше собственного ресурса и управленческого резерва, добавил он.

Как показал анализ – важнейшие проблемы Красноярского края - недостаточный уровень развития социальной сферы и отставание по уровню и качеству жизни населения, особенно это касается сельского населения.

С 25 января по 7 февраля 2019 года на всей территории Российской Федерации, в том числе на территории Красноярского края, статистические органы проведут статистическое наблюдение доходов населения и участия в социальных программах. Наблюдение проводится с ежегодной периодичностью, начиная с 2012 года. В ходе обследования будет получена статистическая информация, отражающая роль оплаты труда и доходов от самостоятельной занятости, собственности, пенсий и социальных пособий в обеспечении материального благосостояния семей. Наблюдение даст возможность выявить тенденции в изменении уровня дифференциации доходов и уровня бедности среди различных социально-экономических слоев населения, позволит узнать об участии семей в социальных программах, пенсионном и медицинском страховании. Опрос покажет уровень материального и социального обеспечения малоимущих семей и влияние мер социальной поддержки на степень их благосостояния, а полученная информация поможет обосновать меры, направленные повышение уровня жизни населения края.

Однако уже сейчас среди важнейших задач Красноярского края в социальной сфере на ближайшие годы можно выделить:
1.    повышение доступности и качества оказываемых населению социальных услуг, особенно проживающим в удаленных районах и сельской местности;
2.    усиление адресности мер социальной поддержки, предоставление их тем гражданам, которые в них особенно нуждаются;
3.    продолжение работы по совершенствованию мер социальной поддержки. С учетом поставленной Президентом РФ задачи по снижению в два раза уровня бедности потребуется проанализировать систему краевых мер социальной поддержки, ввести персонифицированный учет всех предоставляемых социальных выплат и льгот;
4.    проведение оценки влияния краевых мер социальной поддержки населения на снижение бедности, особенно предоставляемых семьям с детьми, разработку и внедрение наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей из бедности;
5.    подготовку предложений по дальнейшему совершенствованию краевой нормативно-правовой базы социальной защиты населения;
6.    продолжение работы по совершенствованию систем оплаты труда работников бюджетной сферы. Повышение оплаты труда отдельным категориям работников в рамках указов Президента, а также увеличение минимального размера оплаты труда в настоящее время сформировали диспропорции и дисбаланс между профессиями, отраслями и даже внутри отраслей;
7.    увеличение числа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;
8.    принятие мер по сокращению объема незавершенного строительства в социальной сфере, усилению контроля за расходованием средств на строительство новых объектов.
Елена Кравченко
comments powered by HyperComments