Комплексное развитие Арктической зоны Российской Федерации

Все регионы АЗРФ Общество
Предложения
Комплексное развитие Арктической зоны Российской Федерации
В Отчёте Правительства 11 апреля 2018 г. о результатах работы в 2012-2017 года отмечалось, что в последние годы активизировалась деятельность России в Арктике.

Принят закон о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Северного морского пути. Создано 4 арктических базовых пункта в портах Диксон, Тикси, Певек и Провидения.

С 2013 года создана и приступила к работе Администрация Северного морского пути.

В 2015 году Правительством утверждён Комплексный проект развития Северного морского пути (№3529п-П9).

В 2017 году объём перевозок через порты и пункты в акватории Северного морского пути составил 9,9 млн т (+32,8% к уровню 2016 года), в том числе транзитных – 194,3 тыс. т.

В акватории Северного морского пути действуют 8 линейных ледоколов, 4 из которых – атомные. При этом транзитные рейсы в основном обеспечиваются атомными ледоколами.

В 2017 году спущен на воду самый современный неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.

Ведутся гидрографические исследования акватории Северного морского пути. Выполнено техническое оснащение 287 объектов средств навигационного оборудования, где установлены и действуют автономные источники питания на основе светодиодных технологий, солнечных панелей и ветрогенераторов. Уровень технической оснащённости акватории Северного морского пути составляет сегодня около 40% и постоянно растёт.

В 2017 году в рамках приоритетного проекта «Чистая страна» проводились работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Собрано, вывезено и передано на утилизацию не менее 8 тыс. т отходов производства и потребления с загрязнённых участков архипелага. Проведено геоэкологическое обследование островов архипелага Земля Франца-Иосифа с целью дальнейшего формирования плана работ на следующие годы.

Всего в Арктической зоне Российской Федерации за 6 лет реализовано 24 проекта по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В настоящее время реализуется и планируется к реализации ещё 13 проектов.

Основными механизмами реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г. являются Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (ГП-38), иные государственные программы Российской Федерации. Однако в 2017 году в рамках ГП-38  не осуществлялась реализация основных мероприятий, не были предусмотрены плановые значения показателей (индикаторов) на 2017 год,  Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» бюджетные ассигнования на реализацию ГП-38 предусмотрены не были. В связи с этим говорить о вкладе Государственной программы в социальное и экономическое развитие АЗРФ и эффективности ее реализации не приходится.  Приняты лишь отдельные решения.

Проведенный нами мониторинг показал, что в настоящее время условия для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны еще не созданы. Более того, обострились кадровые проблемы, продолжают развиваться негативные демографические и миграционные процессы, что свидетельствует о том, что неблагоприятные стороны работы и жизни в АЗРФ перекрывают преимущества (в основном высокий уровень заработной платы), сохраняется высокий износ основных фондов, слабо развивается социальная сфера, медленно реализуются программы.

Необходимы увеличение объема бюджетных ассигнований в АЗРФ, создание территорий опережающего развития в Арктической зоне, реальный поворот к сохранению и развитию человеческого капитала, активизация внутренних источников  развития экономики  Арктики (потенциал городов и крупных населенных пунктов, туризм, различные виды предпринимательства).
Елена Кравченко
comments powered by HyperComments