Формирование межрегионального образовательного пространства
Для развития российской Арктики эта задача принципиальна в достижении, прежде всего, национальных приоритетов в освоении данного территориального пространства. Именно реализация общей концепции межрегионального сотрудничества в сфере образования может быть рассмотрена как один из приоритетов при разработке Стратегии 2035 и обеспечении задач национальной безопасности нашей страны.
Неслучайно Стратегия национальной безопасности России (Указ Президента № 683 от 31 декабря 2015 года) нацеливает нас на решение стратегически важных задач в развитии образовательной инфраструктуры и повышение качества подготовки кадров. Всё это необходимо реализовывать в кратчайшие сроки, потому что актуализация задач пространственного развития страны и таких геостратегических территорий как АЗРФ требует активизации межрегионального сотрудничества.
Надо признать, что во многих северных регионах (например, Якутия, Республика Коми) накоплен реальный опыт формирования образовательного пространства, возможно, даже в более сложных условиях, чем представляется нам сегодня. Поэтому в рамках разработки новой Стратегии АЗРФ 2035 мы предлагаем обратить внимание на ключевые, на наш взгляд, вопросы формирования межрегионального образовательного пространства: перспективы развития Арктической зоны и задачи по повышению качества и обеспечения доступности высшего и среднего профессионального образования, подготовки специалистов. Второе – востребованность региональных вузов для образовательного пространства АЗРФ, в том числе в части социального развития КМНС. Также сохранение лучших образовательных традиций и практик. Четвертое: при подготовке кадров для регионов необходимо учесть опыт прошлого в свете задач современности, и рассмотреть проблемы закрепления молодых специалистов на Севере страны.